Валдайский музей колоколов
Разделы экспозиции Валдайского музея колоколов: древние била. В первые века христианства сначала в Римской империи, а потом и в других странах было принято созывать людей специальными колотушками - деревянными или металлическими досками, по которым ударяли молотками. В Россию эта традиция пришла из Византии, и только в XVI-XVII веках била массово заменились колоколами. Помимо церковных бил, были распространены и гражданские: они созывали горожан не на молитву, а на общий сбор в центре города, либо в чрезвычайных ситуациях, либо просто когда нужно было решить какие-либо общегородские проблемы. пастушьи колокольчики. Самые ранние из них были распространены еще в Древнем Китае, древнем Египте и Вавилоне за много веков до нашей эры. Такие колокольчики подвязывались на шею скоту и выполняли не только "сигнальную", но и магическую функцию - считалось, что они оберегают от сил зла. На Руси такие колокольчики назывались боталами или клепалами (потому что их сшивали, или склепывали, по бокам заклепками). Форма ботала практически не изменилась с древности до XX века. Интересно, что у таких колокольчиков глухой, неяркий "голос", и это неспроста: дикие звери больше боялись глухих звуков, чем звонких и мелодичных. Совсем другое дело - бубенцы для лошадей: вот их-то делали звонкими. В Валдайском музее колоколов есть и совершенно раритетные экземпляры пастушьих колокольчиков: например, ботало, сделанное в 1941 году из немецкой гильзы, расстрелянной в прифронтовом Валдае. ямщицкие колокольчики. Такие колокольчики широко распространились в России во второй половине XVIII века. Отливали их валдайские мастера. Ямщицкий колокол заменял клаксон в современных автомобилях: он предотвращал ДТП и оповещал служащих постоялых дворов о приближении тройки. Более того, колокольчики корректировали ход лошадей, задавая им тот или иной темп. Колокольчики снабжались рисунками и поучительными или забавными надписями: "Нет барыша, зато слава хороша", "Прощай милая моя, еду в дальние края" (забавно, что традиция не исчезла даже с появлением автомобилей: и по сей день аналогичными по содержанию надписями снабжают свои машины дальнобойщики). Интересно, что в XIX веке вышло специальное постановление Сената, запрещающее употреблять такие колокольчики для собственных и вольнонаемных экипажей: их имели право использовать только почтовые курьерские экипажи и полицейские кареты, и наличие колокольчиков давало приоритетное право на дороге (привет современным "мигалкам"!). Правда, уже к концу века колокольчиками пользовались все желающие. карильоны. Это уже не просто колокольчик, а полноценный музыкальный инструмент, собранный из отстроенных колоколов. Они пришли из Бельгии и в средние века распространились по всей Европе. В Музее колоколов вы услышите записи карильона в Мехелене (Малине)- родине "малинового звона" - в исполнении директора Королевской школы карильона в Мехелене, председателя Жюри международного конкурса карильонеров (да-да, и такие есть!) Йо Хаазена. Кстати, сейчас во Фландрии по инициативе Йо Хаазена идет создание нового карильона для Петропавловского собора... но это уже совсем другая история. иностранные колокола в России. Долгое время колокола отливались в России иностранными мастерами, специально для этого приезжавшими сюда, или покупались уже готовыми в Европу. А еще колокола попадали к нам в качестве военных трофеев или приносились в дар дружескими державами. В Валдайском музее колоколов вы увидите трофейные шведские, английские, американские модели колоколов, изящные французские настольные колокольчики, американский ветровой колокол, китайскую колокольную подвеску и многие другие колокольчики.